Да будет свет…
1930-й год. В преддверии праздника Великого Октября шло совещание районного актива. И вдруг… в зале вспыхнул электрический свет, зажглись первые в районе лампочки Ильича. Раздались дружные аплодисменты, все встали и приветствовали это событие с криками «Ура!», «Да будет свет!», «Да здравствует электрификация!». А «виновником» этого был Иван Гаврилович Орлов, который запустил дизельную станцию и подал свет. Он руководил установкой этой станции, сам монтировал её. Станция отслужила своё, а здание до сей поры стоит. Сложную, интересную жизнь прожил Иван Гаврилович, велики и неоценимы его заслуги в становлении своего района. Он родился в 1911 году в Унях и всю жизнь был предан родной земле. Трудовой путь начал в 16 лет на Никулятском чугунолитейном заводе. Любовь к технике, увлечение механикой зародились в нём рано, он быстро освоил токарное, слесарное дело, а также литейное. В самом начале образования района нужны были кадры, Ивана Гавриловича направили в Вятку на курсы трактористов, которые он окончил в начале 1930 года. В те годы производили размол извести в деревнях Б-Дуброва, Гожни и Пьяная Степь (Степная) и Орлов работал электриком-механиком. В 1935 году образовалась Унинская машинно-тракторная станция (МТС), Иван Гаврилович занимался распределением и обслуживанием техники, подбором и обучением кадров. В октябре 1941 года Орлову И.Г. дали «бронь» и направили на работу в Сардыкскую МТС. Да, на фронте было «жарко» в то время, но и в тылу нелегко. В Сардыке на машинно-тракторной станции в 1942-1943 годах работало 80 девушек и женщин-трактористок. А ведь всех их нужно было научить работать с техникой, дать освоиться работать на тракторе. И люди в тылу работали самоотверженно, не считаясь с трудностями и временем. Главная задача – вырастить и дать стране и фронту как можно больше хлеба. Сам Иван Гаврилович подавал пример во всём, работал в меру сил и возможностей. Был требователен, но справедлив к подчинённым, заботился о людях. Руководимый им коллектив успешно справлялся с поставленными задачами, Сардыкская МТС была одной из лучших в области. В 1947 году Орлов И.Г. ушёл с поста директора МТС по состоянию здоровья, его попросили возглавить отдел сельского хозяйства при райисполкоме. Объем сельского строительства в то время был большой, в каждом колхозе были строительные бригады, а в передовом тогда колхозе имени Сталина была ещё и не одна бригада. Строили из дерева. На полы, потолки тёс пилили вручную. Пилорамы в районе появились намного позднее, многие хозяйственные постройки крыли тёсом и даже соломой, так как купить, и привезти заводские стройматериалы из города было сложно. С восстановлением в 1965 году района и образованием районного объединения «Сельхозтехника» Иван Гаврилович перешел работать туда на должность прораба и потом вышел на заслуженный отдых, отдав более 40 трудовых лет становлению и развитию района. Вместе с женой Марией Петровной они вырастили и воспитали семерых детей. Старшая дочь Римма Ивановна Казакова стала педагогом, более десяти лет она возглавляла коллектив Унинской средней школы. Сын Ивана Гавриловича Владимир Орлов всю свою жизнь жил и трудился в родном посёлке. В 2015 году он нашёл самодельный навесной замок, который сделал его отец. Замок оказался неисправен, Владимир Иванович его распилил, подобрал ключ и восстановил. К радости сотрудников этот замок находится в музейных фондах, в память о семье Орловых. К сожалению и Владимира Ивановича уже нет в живых.
Вот такая история об Иване Гавриловиче Орлове, который оставил о себе добрую память.
Материал подготовлен МБУК «Унинский историко-краеведческий музей», октябрь 202
|